Радиоспектакли. Радиовещание. Театр у микрофона.

В 1949 году принято постановление «Об улучшении радиофикации СССР». С середины 20 века эфир превращает страну в единое пространство, которое слушает, что там ему «говорит Москва».

Всю войну страна слушала радио – из репродуктора вещал голос судьбы. За четыре мирных года чисто радиоточек удвоили: с пяти миллионов до почти десяти. Но на селе, где живёт большая часть народа – меньше 2,5 миллиона приёмников. Постановление правительства предписывает радиофицировать все колхозы – не до каждой центральной усадьбы долетает ещё слово Москвы.

Радио звучит не только дома, а ещё в разных конторах, в поездах, залах ожидания вокзалов, в столовых и магазинах. Репродукторы висят на городских перекрёстках, в заводских дворах, на аллеях парков. В 6 утра и в полночь – гимн, между двумя исполнениями – тишина. За 18 вещательных часов 12 раз передают «Последние известия» — даже они обычно идут в записи, прямого эфира почти не осталось. Много репортажей со спортивных соревнований, прежде всего с футбольных матчей, ежедневно концерты – аудитория особенно ждёт «по заявкам». Высший жанр – телеспектакли: с актёрскими ролями, музыкой, стуком шагов, шумом ветра, скрипом двери и т.п.

Слушать радио

«Театр у микрофона» родился в 1930-х: первые представления транслировали вживую, играя репертуар, переносимый с подмостков. Теперь в открытом после войны Доме звукозаписи на улице Качалова создают самостоятельные постановки. Чаще берут обычные пьесы или прозу и кроме героев вводят роль рассказчика. Достигнут рекорд вроде 17 вечеров по роману «Хождение по мукам» и даже 64-х – по «Тихому Дону», но специальных радиосериалов – невидимых «мыльных опер» — сочинять так и не станут.

Форматы детских радиоспектаклей гораздо богаче взрослых. В 1949-м, записывая « Приключения Буратино», где все роли исполняет Николай Литвинов, режиссёр Роза Иоффе первой замедляет или ускоряет воспроизведение магнитоплёнки. Голос получается соответственно угрожающим, «медвежьем» или дурашливо-кукольным – «буратинным». Когда лучшие постановки издадут на долгоиграющих пластинках, «забуратинивать» звук сможет каждый ребёнок, передвигая рычажок скорости с 33 оборотов в минуту на 45. Играть одним голосом могут только особо характерные актёры, и они работу на радио очень любят. Со сказовой манерой Литвинова – «Здравствуй, дружок!» — вырастет несколько поколений слушателей.

P.s. Любой праздник хочется провести идеально, чтобы он запомнился всем гостям.  цыганский ансамбль проведёт уникальное шоу на вашем мероприятии.

Добавить комментарий